Этo мoнтaжнaя кaртинa, oснoвaннaя нa xрoникe, в тoм числe и рaнee нeизвeстнoй, кoтoрую кoммeнтируeт зa кaдрoм сaм рeжиссeр. Мы видим Стaлинa, Кaлининa, другиx рукoвoдитeлeй сoвeтскoгo гoсудaрствa, узнaeм, кaк уничтoжaлaсь узбeкскaя интeллигeнция в кoнцe 1930-x. Пo лoжнoму дoнoсу были aрeстoвaны филoсoфы, пoэты, писaтeли, кaзнeн пeрвый oпeрaтoр Цeнтрaльнoй Aзии Xудaйбeргeн Дeвaнoв тoлькo зa тo, чтo служил фoтoгрaфoм при двoрe хивинского хана. В «Подвиге народа» использована снятая им хроника 1910 года, запечатлевшая выезд из дворца правителя Хивы. И вот уже Москва 1938 года. С трибуны призывают разоблачить «косвенный советский патриотизм». Народ требует «раздавить проклятую гадину». Страшные кадры в суде, свидетельства пыток, а потом – война. В немецком списке по уничтожению евреи занимали первое место, узбеки были на пятом.
Кадр из фильма «Подвиг народа». Из личного архива Али Хамраева
Провожая земляков на фронт, Первый секретарь Компартии Узбекистана (входивший в состав особой тройки НКВД – об этом в фильме не говорится) Усман Юсупов на площади обращается к людям: «Слушай, народ Москвы! «Узбек с тобой. Слушай, народ Ленинграда! Узбек с тобой». 15 дивизий были отправлены на фронт. Пока мужчины воевали, на хлопковые поля вышли женщины-трактористки. На заводах работали по 13 часов, ночуя прямо в цехах. 300 предприятий выпускали военную продукцию – от самолетов и авиабомб (их было изготовлено 2 миллиона) до 7,5 млн. гимнастерок и 2 млн. армейских сапог. На фронт отправили 60 тысяч лошадей и … сушеные абрикосы. У Али Хамраева есть кадры из фильма тех лет «Подарок фронту», где бойцы получают посылку из Узбекистана. Оказалось, что солдаты-мусульмане, если удавалось, готовили под обстрелом плов в немецких касках. А узбеки, отправленные на предприятия Урала, из-за непривычной пищи страдали от дистрофии и истощения. Поэтому был пущен поезд, связавший Челябинск с Ташкентом, который доставлял для них сухофрукты, рис, чай, хлопковое масло и другую привычную еду, хотя в самом Узбекистане действовала карточная система.
Кадр из фильма «Подвиг народа». Из личного архива Али Хамраева
Ташкент принял 40 тысяч раненых, 1 млн. эвакуированных, 250 тысяч сирот. Некоторых разбирали по семьям прямо на вокзале, как только прибывал поезд. На экране Корней Чуковский руководит комиссией по распределению детей. Прибыли в Узбекистан и 400 писателей, членов семей деятелей искусства. Среди них – Алексей Толстой, написавший в 1943-м пьесу «Иван Грозный», Ахматова отказавшаяся от проживания в особняке и поселившаяся в каморке. В календаре узбекских поэтов обнаружена запись: «Не забыть отнести лепешки Анне Ахматовой». Боевые киносборники выпускались с первых дней войны. В «Концерте фронту» снимался и отец Али Хамраева – актер и сценарист Эргаш Хамраев. Михаил Ромм на базе Ташкентской киностудии, расположенной в мечети, снимал антифашистский фильм «Человек N 217». Сергей Герасимов и Михаил Калатозов заканчивали там фильм «Непобедимые», который начали снимать осенью 1941-го в Ленинграде, а Леонид Луков снял свой легендарный фильм «Два бойца». Яков Протазанов в 1943-м закончил «Насреддина в Бухаре» со Львом Свердлиным в главной роли. Любопытно, что в картине узбекского режиссера Наби Ганиева «Тахир и Зухра» в роли хорезмской принцессы снималась снайпер Зиба Ганиева, уничтожившая 129 фашистов. Выйдя из госпиталя после тяжелого ранения, она попала на съемочную площадку. В Ташкент был эвакуирован и Еврейский театр во главе с Соломоном Михоэлсом. Спектакли играли каждый вечер с аншлагом.
В папахе — единственный узбекский генерал Сабир Рахимов. Кадр из фильма. Из личного архива Али Хамраева
В фильме использована кинохроника фронтовых операторов, в том числе и знаменитого Малика Каюмова, материалы из госархива, музеев и личных коллекций, в том числе ранее неизвестные кадры прощания с генералом Сабиром Рахимовым, погибшим за месяц до окончания войны. Завершается «Подвиг народа» кадрами, снятыми 9 мая 2020 года в Ташкенте, где открылся Парк Победы. Из-за пандемии людей было очень мало — руководство страны и несколько ветеранов в масках и инвалидных колясках. И это бесценный документ уже нашего времени: пять ветеранов под дождем.