Голливуд на Троещине. Репортаж с крупнейшей в Восточной Европе киностудии

Кинoстудия FILM.UA в Киeвe — крупнeйшaя в Вoстoчнoй Eврoпe группa кoмпaний в сфeрe кинo- и тeлeпрoдaкшeнa.

Увидeть, кaк снимaют кинo, здeсь мoжeт кaждый жeлaющий, пишeт Aннa Дaвыдoвa в №9 журнaлa Кoррeспoндeнт oт 11 мaртa 2016 гoдa.

Oкoлo пoлугoдa нe прeкрaщaющeгoся ни нa сeкунду вeщaния – стoлькo прoизвeлa кинoстудия FILM.UA с мoмeнтa oснoвaния в 2002 гoду дo сeгoдняшнeгo дня. В цифрax этo бoлee 5.682 эпизoдoв или 4.545 кoммeрчeскиx чaсoв кoнтeнтa.

Фoтo Тaисии Стeцeнкo 

 

Кoгдa eё нaзывaют Гoлливудoм нa Трoeщинe, тo нискoлькo нe ирoнизируют, нo и нe дeлaют кoмплимeнт – прoстo кoнстaтируют фaкт. Мaсштaбы кoмплeксa, рaспoлoжившeгoся нa oкрaинe стoлицы нa тeрритoрии бывшeгo зaвoдa, дeйствитeльнo впeчaтляют. Студийный кoмплeкс, зaнимaющий 3 гa, включaeт в сeбя сeмь пaвильoнoв oбщeй площадью 6 тыс. кв. м, кинодеревню с озером (14.600 кв. м) и крепостью, воссозданной для фильма Сторожевая застава, и ещё много всего «по мелочи».

Посмотреть, как снимается кино, — это настоящая мечта многих детей (да и взрослых, чего греха таить). И осуществить её нетрудно: на FILM.UA регулярно проводятся экскурсии, для организации которых нужно обращаться в ивент-агентство компании.

Фото Таисии Стеценко 

 

«На одной неделе у нас бывает 3-4 экскурсии. Как групповые, минимум 10 человек, 120 грн с человека, так и индивидуальные, что существенно дороже», — рассказывает PR-менеджер киностудии Наталья Панафидина.

В среднем, экскурсия занимает около полутора часов, но Корреспондент «по блату» гулял по студии больше двух часов – и не заскучал.

Сарафанное радио для мумий

Каждая экскурсия начинается с кинотеатра Правда – зала на 130 мест, который часто используют для допремьерных показов разнообразных фильмов, а также непосредственно для работы над собственными проектами: здесь отсматривают снятый материал, делают цветокоррекцию и пр.

Холл кинотеатра декорирован под ретро-дворик, главное украшение которого – огромная жёлтая Победа. Для того чтобы доставить её на третий этаж, машину сначала разобрали, а потом собрали снова. «А теперь дети опять пытаются её разобрать!» — смеётся сотрудница FILM.UA Анастасия Григорук, занимающаяся проведением экскурсий. По словам Анастасии, где-то после 50-й экскурсии она перестала разрешать малышне забираться в салон, так как потом ребят оттуда просто невозможно «выцарапать». Девушка провела уже около 200 экскурсий: поскольку в группе может быть и 30-40 человек, то общее число гостей явно перевалило за 2 тыс.

Фото Таисии Стеценко 

 

«К нам приезжают не только из Киева, — рассказывает Григорук. – Были группы из Винницы, Львова, Белой Церкви, из разных близлежащих городов. Иногда это школьные экскурсии, иногда – просто родители собираются компанией. Как узнают о нас? Преимущественно работает сарафанное радио: одна учительница сказала другой, один класс поехал – другой тоже захотел».

Если из холла кинотеатра детей ещё можно как-то увести, то закончить часть экскурсии, отведённую для огромного склада костюмов, — задача посложнее. Здесь хранится 45 тыс. костюмов и 500 пар обуви: от дизайнерских платьев и мехов для сериала Красная королева о советской манекенщице Регине Збарской до разнообразной военной формы и средневековых «рубищ».

На первый взгляд, разобраться в этих бесконечных рядах двухъярусных стоек с одеждой совершенно невозможно, но здесь есть своя система. С правой стороны – «специализированные» костюмы, разбитые на тематические блоки, с левой – повседневная одежда, структурированная по принципу «рубашки белые мужские», «платья женские в цветочек» и т. д.

Эти костюмы «работают» практически каждый день: многие продакшены берут их для своих съёмок, а также наряды часто арендуют для костюмированных вечеринок.

Не меньше, чем склад костюмов, впечатляет и ангар с реквизитом. На входе гостей встречают две стоящие в обнимку жизнерадостные мумии, оставшиеся от одного из телепроектов.

Но даже они – не самое экзотическое, что можно обнаружить в ангаре. Как вам, к примеру, чучело собаки, спецназовский ростовой щит или рядок жутковатого вида пупсов-новорожденных, аккуратно усаженных на диван и, словно гирляндой, обвитых резиновой «пуповиной»?

Фото Таисии Стеценко 

 

Ну, и это не считая «обычных» вещей: десятков старинных печатных машинок и телефонов, птичьих клеток, всяческих статуэток, посуды, детских трёхколёсных велосипедов – в общем, чего угодно. Насколько разнообразна жизнь – настолько же разнообразен склад реквизита для её киношного отражения.

Внимание на потолок

Не менее интересная часть экскурсии – съёмочные павильоны. Сначала заходим в 6-й – полностью «переоборудованный» в больницу. Это – декорации снимающегося сейчас первого украиноязычного сериала на медицинскую тематику для канала Украина – Дежурный врач. Всё медицинское оборудование – настоящее, только уже списанное: большая часть реквизита «по наследству» досталась Дежурному врачу от его коллеги – Женского доктора.

«Вообще, почти в каждом фильме кто-то рожает, болеет, попадает в аварию, поэтому каждая уважающая себя киностудия должна иметь собственную больницу», — объясняет Григорук.

Следующий павильон – 5-й. Его особенность – двухэтажные декорации, представляющие разные интерьеры: они остались от завершившихся недавно съёмок 60-серийной мелодрамы Спросите у осени телеканала Интер.

«А вы заметили, что в очень немногих декорациях есть потолок? – обращает наше внимание Анастасия. — Он ограничивает, мешает выставить свет, поэтому его делают только в исключительных случаях – когда по сюжету нужно, чтобы он попадал в кадр. И поэтому же все не любят снимать в обычных квартирах – кроме того, что тяжело разместиться съёмочной группе, очень сложно выставить свет. Так что, если в кадре не показывается потолок, можно точно сказать, что это павильонная съёмка».

Фото Таисии Стеценко 

 

Из 5-го павильона с дверью, украшенной «говорящей» табличкой с надписью Выход в реальность, переходим в 1-й – самый большой. Его площадь – 1.200 кв. м, и здесь комфортно может разместиться около тысячи людей. Сейчас  помещение пустое и гулкое, но оно может преобразиться и в стадион для рок–концерта, как это было во время съёмок комедии Одинок по контракту, и в Белый дом – для Незламної. Помещения студии постоянно арендуют другие продакшены: так, к примеру, павильон № 1 – съёмочная локация программ Квартала 95. И здесь же, к примеру, снимали кастинги талант-шоу Х-фактор.

Но самый любимый у взрослых экскурсантов павильон всё-таки не этот, а другой, где воссоздана дежурная часть милиции: там, в частности, снимали сериал Владимирская, 15. «Любимое развлечение всех экскурсий – посидеть в «обезьяннике», — смеётся Анастасия.

Кто против Игры престолов

Костюмы, декорации, павильоны – это одна часть киноистории. Но есть и другая – менее зрелищная, без которой, однако, никакого зрелища не будет.

Так, в рамках экскурсии, гостям показывают работу компании Tak Treba Production, которая занимается озвучкой и дубляжом фильмов и сериалов.

Озвучка – это когда голос украинского актёра накладывается поверх оригинального: один актёр может озвучить до четырёх персонажей одного и того же фильма. А вот дубляж – процесс более дорогой и сложный: здесь для каждого героя подбирается персональный актёр дубляжа, и оригинальный звук речи полностью заменяется.

Фото Таисии Стеценко 

 

Занимаясь озвучкой, актёры сидят в звукоизолированной комнате и читают текст, параллельно смотря видео. А вот на дубляже им приходится стоять: этот процесс требует такого качества речи и голоса – интонирования, силы, глубины звучания и пр., — какого сидя не добиться.

Ещё одна остановка – компания POSTMODERN, также занимающаяся дубляжом, а главное – спецэффектами. Проекты студии неоднократно выдвигались на престижную премию VES Awards – своего рода Оскар по визуальным эффектам. В этом году студия снова попала в шорт-лист с фильмом Незламна – её соперниками были продакшены, работавшие над проектами Конец детства, Джонатан Стрендж и мистер Норрелл, Штамм и Игра престолов. Собственно, Игре престолов и уступили – но такому противнику, согласитесь, проиграть не стыдно.

Здесь же размещен зал MoCap – оборудованный для съёмок по технологии захвата движения (motion capture). Той самой, когда обвешанные датчиками люди в чёрных костюмах снимаются на фоне рира (зелёного экрана), а потом их пластика и мимика может быть передана нарисованному персонажу. «Почему экран зелёный? Потому что такого цвета нет в пигменте кожи человека, а значит легко добавлять какие-то спецэффекты», — объясняет Григорук.

Ещё одна технологическая гордость киностудии – роботизированный съёмочный кран Milo Motion Control (таких в Украине всего два): он позволяет свободно управлять камерой в трёх плоскостях и способен в точности повторять заданные движения и изменения фокусного расстояния съёмочного объектива. С его применением снимаются самые зрелищные фильмы Голливуда – такие, как, к примеру, «потерриана» или Авиатор.

Ну и последняя остановка экскурсии – студия Animagrad, где рисуют мультфильмы. В частности, сейчас работают над двумя полнометражными проектами – это сказка Руслан и Людмила, а также Мавка. Лесная песня по мотивам Леси Украинки. Анимационное направление нынче один из приоритетов для FILM.UA.

«Это большой потенциал для внешних рынков. Уже сегодня, когда проекты только представляют на международных кинорынках, есть много заявок и предварительных договорённостей. Ведь самый выгодный контент – это семейный контент», — говорит Григорук. «Плюс – анимацию очень легко дублировать на другой язык, — продолжает Панафидина. – И вообще, мультики всегда всем интересны, и у этих историй нет границ».

Аль-Джазира оценила. И не только

Нет границ и у кино – по крайней мере, не должно быть. Тот же Голливуд давно и плотно снимает свои фильмы по всей Восточной Европе, вот только Украина пока остаётся им незамеченной. Хотя есть и прекрасные природные локации, и атмосферные города, и, как видим, отличная технологическая база.

В чём же загвоздка? Прежде всего, в отсутствии практики рибейтов – налоговых возвратов, позволяющих иностранным компаниям вернуть часть денег, вложенных в съёмки в нашей стране. Эта норма заложена в переданном в ВР законопроекте № 3081-1 О государственной поддержке кинематографии в Украине.

Если его утвердят, то тогда, во-первых, наша страна сможет конкурировать с другими восточноевропейскими державами как съёмочная площадка для голливудских тяжеловесов, а во-вторых разговоры о копродукции в плане сериального и кинопроизводства с европейскими странами как альтернативе РФ перейдут из области теории в практику.

Пока же киношникам скорее не помогают, а мешают. К примеру, один из проектов FILM.UA– 4-серийный фильм украинского производства о Чернобыльской катастрофе Мотыльки, — попал под «чёрносписочный» запрет. А всё потому, что в роли дедушки главной героини там снялся 78-летний Юрий Назаров, № 52 в пресловутом Перечне персон, которые представляют угрозу национальной безопасности Украины.

Но, так или иначе, контент, произведённый киностудией, на данный момент продан на более чем 100 территорий по всему миру. Так, героиня анимационного сериала Эскимоска «переехала» в США и Канаду под именем Naya, формат сериала Нюхач куплен Японией и Францией, а фильм Незламна тоже увидят в Японии, а ещё в Южной Корее, странах Европы и Латинской Америки. Самый свежий пример – цикл докудрам Великие мечтатели производства FILM.UAи Signal Red, рассказывающий о биографии и достижениях легендарных учёных: от Архимеда до Циолковского. Недавно катарская телекомпания Аль-Джазира приобрела права на его показ во всех странах арабского мира. А вы говорите – Троещина…

Киностудия Film.ua

Адрес: Киев, ул. Закревского, 22

GPS: 50°30′21.2″ N  30°37′04.7″ E

Организация экскурсий: Алёна Стародубова, (067) 730-98-49, astarodubova@film.ua

Стоимость: 120 грн./чел. для групп из более 10 гостей

***

Этот материал опубликован в №9 журнала Корреспондент от 11 марта 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь. 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.