Фокус выяснил, что хотели бы изменить в украинской школе ученики, их родители, учителя и психологи
Мария Бондарь — 13.01.16 82413330
Пока министр образования и науки Украины Сергей Квит заявляет, что законодательные инициативы его ведомства «разгрузят» учеников, администрации школ ломают голову, как совместить план «разгрузки» учебного графика с появлением новых дисциплин. Родители ищут образовательные учреждения, пребывание в которых не наделает дыр в семейных бюджетах и головах их чад.
Какой должна быть новая школа? Фокус спросил об этом у тех, кто сегодня в ней учится, работает и отдаёт туда своих детей.
Анна Акуней
мама десятиклассника
— До 9–10 классов школьникам приходится изучать много в общем-то бесполезных для них вещей. К примеру, моему старшему сыну интересна математика и другие точные науки и не очень-то нужна дисциплина под названием «художественная культура». Кому-то, наоборот, ближе гуманитарные предметы, а изучение математики происходит из-под палки и не приносит особой пользы. Я за раннее разделение на специализированные классы. В современных школах это делают после 9-го, а надо бы пораньше. Тем, кто всерьёз интересуется естественными науками, нужен соответствующий профильный класс. Остальным совершенно необязательно изучать биологию в таких объёмах, как это сейчас практикуется. Анатомию я бы оставила, это пригодиться в жизни, а названия мелких косточек у акул — по-моему, лишнее.
Учебная программа, претендующая на универсальность, тяжела именно потому, что ребёнку всё время приходится «перескакивать» из одной области знаний в другую. У моего сына из-за этого даже возникла проблема с концентрацией внимания, она решилась после перехода в лицей. Там гораздо меньше часов занятий по непрофильным предметам. Сын в математическом классе, украинского языка, литературы и зарубежной литературы у него по одной паре в неделю. Этого вполне достаточно. Вообще в старших классах структурировать учебный день по парам (90 мин) гораздо разумнее, чем по урокам (45 мин). Получается, что в течение одного дня ребёнок занимается не семью предметами, а тремя. Так проще сосредоточиться.
Ирина Савельева
психолог
— Беда современной школы не в наборе дисциплин и содержании учебных курсов, а в отношении к детям. Вся система среднего образования выстроена неверно. Пребывание внутри этой системы травмирует ребёнка. В последние годы ко мне всё чаще обращаются родители детей, психологически пострадавших от школьной диктатуры. Она проявляется буквально во всём: замечания по поводу обуви, которую носит ребёнок, якобы слишком броской, или по поводу причёски, якобы вызывающей. Детям указывают, с кем они должны сидеть, когда смеяться, наказывают за естественные реакции на ординарные события. Однажды ко мне обратились родители девочки, которой поставили двойку за то, что она села не там, где её посадила учительница. Она восприняла это как проявление несправедливости. Отдельная серьёзная проблема — преподаватели физкультуры. Мне известно о многих случаях, когда неосторожные или грубые высказывания учителей физкультуры-мужчин травмировали учениц, становились причиной серьёзных комплексов и других психологических проблем. В первую очередь это касается критических замечаний о фигурах девочек.
Ирина Лаский
преподаватель художественной культуры львовской СШ № 50
— Обязательно следует ввести в программу курсы этики, культуры поведения и эстетического воспитания. Они должны преподаваться с начальных классов. Современные дети в большинстве не умеют себя вести, толком не умеют общаться. Родители их этому не учат. Когда я водила учеников в филармонию, поняла, что большинство из них не имеют элементарных навыков поведения в обществе, не знают, где встать, когда аплодировать, как выйти из ряда, если нужно покинуть зал до окончания концерта. Я уж не говорю о лексике современных детей. Возможно, они этого пока и не понимают, но будущее зависит от их культурного уровня и умения взаимодействовать с людьми не в меньшей, а может, в большей степени, чем от знаний в точных и естественных науках. Прежде существовал замечательный интегрированный учебный курс «Искусство», но со временем он как-то потерялся. Его вытеснили занятия по изучению компьютерных технологий.
Ещё одна проблема заключается в том, что школьники сейчас невероятно перегружены. Нельзя просто добавить ещё один предмет, каким бы важным он ни был. Целесообразно было бы разделить детей на специализированные классы. Чтобы каждый получал максимум знаний по своему профильному направлению и не был перегружен по остальным предметам. Однако курс художественной культуры должен оставаться в приоритете независимо от специализации класса. Он пригодится всем, вне зависимости от будущей профессии.
Раминта Жостаутайте
ученица 7-го класса вышгородской спецшколы «Сузір’я» с углублённым изучением иностранных языков
— Я не против напряжённого учебного графика и насыщенной программы, но предметов у нас слишком много. Например, биология. Мы детально изучаем строение тела какого-то жука. Не совсем понятно зачем. Вместо этого нам просто могли дать какие-то общие сведения о жуках — вполне достаточно для тех, кто в будущем не собирается изучать насекомых.
Ещё мне кажется, что сам урок можно было бы построить иначе. Мы всегда все подробности записываем в конспект, а потом просто заучиваем его. Хочется, чтобы нам сначала дали какую-то главную информацию о теме урока, а потом устроили обсуждение. Мы бы тогда и понимали больше, и запоминали лучше.
По литературе мы изучаем разные коломыйки. Народные традиции — это, конечно, важно, но как-то уж очень много фольклора в нашей программе. Хотелось бы больше классической литературы. Современных писателей тоже можно добавить в программу. Я, например, читаю Марианну Кияновскую, она понятна и интересна для нашего возраста. Почему мы её не изучаем? Из классической зарубежной литературы хочется больше Экзюпери.